Испытания
блоков питания на прочность при транспортировании
В
технических условиях [1, 2] на комбинированные блоки для питания устройств
релейной защиты изложены требования к упаковке изделия и его транспортной таре,
а также к транспортированию упакованного изделия.
Для
проверки выполнения этих требований проводят предварительные и
классификационные [4] механические испытания на:
-
прочность [3] при транспортировании;
- удар при
свободном падении.
В
действующих стандартах установлено, что после получения рекламаций проводят
периодические испытания.
Объектом
этих испытаний в общем случае является упакованное изделие, а объектами контроля
во время испытаний и после них – изделие и упаковка.
При
испытаниях на удар при свободном падении в качестве объекта испытаний может
выступать упаковка с макетом изделия.
Выбор
метода испытаний на прочность при транспортировании зависит прежде всего от
массы объекта испытаний - изделия с упаковкой.
При массе
объекта испытаний до 200 кг испытания проводят на ударном стенде методом 104-1
по стандарту [5]
или
на специальном стенде, имитирующие процесс
транспортирования.
Перед
началом испытаний упакованное изделие (рисунок 1) крепят на платформе ударного
стенда, после чего
|
Рисунок 1
Изделие в упаковке на испытательном стенде[1] |
подвергают
воздействиям ударов по нормам, выбранным для данного изделия в таблице 14
стандарта [5] (см. также таблицы в [1]) или информацию, приведенную в
технических условиях на изделие.
Если
документацией предусмотрено транспортирование упакованного изделия в
транспортной таре, то на платформу испытательного стенда устанавливают изделие,
упакованное в транспортную тару (рисунок 2).
|
Рисунок 2
Транспортная тара с нанесенными
знаками |
Принципиальное
отличие данного вида механических испытаний состоит в том, что изделие
находится в выключенном состоянии (не работает).
Объект
испытаний последовательно подвергают воздействию всех ускорений, указанных в его
документации. При этом последовательность испытаний задают
произвольно.
Вместо
испытаний на ударном стенде действующий стандарт [6] допускает проведение
испытаний путем перевозки объектов испытаний на автомашинах по булыжным,
грунтовым или асфальтированным дорогам.
Расстояние, на которое необходимо транспортировать изделия, и условия
транспортирования должны быть указано в документации изделия (см. таблицу 1 в
стандарте [6] или соответствующие таблицы в [1]).
В
документации также должны быть оговорены скорость транспортирования, способ
крепления изделий и степень загрузки автомобиля.
Перед
погрузкой объектов испытаний в автомобиль составляют протокол осмотра объектов
испытаний, в котором фиксируют их состояние и, при необходимости, проверяют
работоспособность. Изделия упаковывают и в протоколе отмечают состояние
упаковки и транспортной тары.
После
окончания испытаний на стендах или перевозки на автомобиле, транспортную тару и
упаковку вскрывают, осматривают изделия и проверяют их исправность, для чего
включаю питание и нагрузку блока питания.
В
документации на блоки питания есть указание о необходимости предохранять
изделие от падения, поэтому на его упаковке или транспортной таре должен быть
помещен знак «Хрупкое. Осторожно» [7] (см. рисунок 2). Блоки питания испытывают
на удар при свободном падении с высоты, не превышающей:
-
0,25 м – при массе транспортной тары до 100 кг;
-
0,10 м – при массе транспортной тары свыше 100 кг.
Метод
испытаний и оборудование для его реализации описаны в [1]. Используемые при
испытаниях средства испытаний должны быть аттестованы в соответствии с
требованиями, изложенными в [9].
Литература
1.
Требования
к транспортированию изделий в технических условиях.
[Электронный ресурс «Персональный сайт Захарова О.Г.], режим доступа: http://www.olgezaharov.narod.ru/2016/yuli/trans.html.
2.
Требования
к упаковке в технических условиях на изделие
// [Электронный ресурс «Персональный сайт Захарова О.Г.»], режим доступа:
http://www.olgezaharov.narod.ru/2016/yuli/upak.htm.
3.
Прочность
изделия при действии внешних воздействующих факторов
// [Электронный ресурс «Персональный сайт Захарова О.Г.»], режим доступа:
http://maximarsenev.narod.ru/lexikon/prochn.html.
4.
ГОСТ
16504-81.
Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества
продукции.
Основные
термины и определения.
5.
ГОСТ
16962.2-90.
Изделия электротехнические. Методы испытаний на стойкость к механическим внешним
воздействующим факторам
6.
ГОСТ
23216-78.
Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная
противокоррозионная защита,
упаковка.
Общие требования и методы испытаний.
7.
ГОСТ
14192-96.
Маркировка грузов.
8.
ГОСТ
18425-73.
Тара транспортная наполненная. Метод испытания на удар при свободном
падении.
9.
РД 50-589-85.
Методические указания. Система государственных испытаний продукции. Установки
для испытаний на воздействие транспортной тряски. Методы и средства
аттестации
10.
ГОСТ
ИСО 10531-2001.
Тара транспортная наполненная. Методы испытания грузовых единиц на устойчивость
к механическим воздействиям
11.
ГОСТ Р 51908-2002 .
Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части
условий хранения и транспортирования.
© ЗАХАРОВ О.Г. 2010-2016::: 2017
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
2003 | 2004 | 2005 | 2007 | 2008 | 2009 |
1970-1992 | 1992-1996 |